Уважаемые читатели, добро пожаловать в мой блог. Вас приветствует инструктор по физической культуре Тарасова Юлия Валерьевна, МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 25 "Василёк" города Саянска

понедельник, 14 декабря 2009 г.

Программа дополнительного образования "Саяночка"


Пояснительная записка
Одним из ведущих направлений деятельности ДОУ является физкультурно-оздоровительное. 
Направленность программы «Саяночка» - физкультурно-спортивная.
Ритмическая гимнастика является одним из средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм ребенка и движением и музыкой. В процессе занятий ритмической гимнастикой развиваются  музыкально - пластические способности, двигательные  навыки и умения в  процессе  игрового общения  детей  с  музыкой  через  движения. Темп, интенсивность движения, работа всех мышц и суставов развивают хорошую осанку, походку, пластичность, ритмичность и координацию движений, силу, выносливость; возрастает благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную,  кровеносную и центральную нервную системы. Современная и классическая музыка создает положительные эмоции. Правильно подобранная музыка содействует эстетическому воспитанию детей, формированию положительных эмоций; воспитывает ритм движений, музыкальный слух. Дети стремятся выполнять упражнения в сочетании с музыкой, что повышает культуру движений.
Актуальность  программы
По результату диагностического обследования выявилось, что у группы детей старшего возраста доминируют показатели гибкости, пластичности и ритмичности выполнения движений. Существующие программы  по физическому воспитанию дошкольников включают в себя элементы ритмической гимнастики и аэробики, что не способствует раскрытию данных способностей в полном объеме. Повышенный интерес детей, высокий уровень проявления положительных эмоций  на таких занятиях привели к возможности создания программы дополнительного образования «Саяночка», направленной на работу по развитию способностей детей данной группы.
Программа «Саяночка» разработана на основе методического пособия Бурениной А. И. «Ритмическая мозаика».

Цели и задачи программы
 Целью программы  является формирование физической культуры дошкольников через всестороннее развитие личности; воспитание привычки здорового образа жизни.
На занятиях решаются следующие задачи:
1. Образовательно-развивающего воздействия с целью гармонического развития форм и функций организма детей:
- совершенствовать двигательные способности детей;
-воспитывать физические качества (гибкость, ловкость, пластичность, равновесие и  координация, ритмичность движений).
-  создать базу движений и жестов
2. Оздоровительного воздействия с целью укрепления  и сохранения физического и психического здоровья детей:
- формировать правильную осанку и способствовать профилактике плоскостопия;
- развивать моторную, зрительную и слуховую память;
- создавать условия для развития умственных способностей; развивать эмоций через сюжетно - ролевую направленность комплексов
3. Воспитательного воздействия:
- воспитывать эстетические качества: формировать  выразительность движений, раскрывать творческий потенциал детей, развивать чувство ритма;
- воспитывать нравственно - волевые качества ребенка: чувство любви к родному краю путем воздействия музыкального воздействия комплексов, подобранных с учетом регионального направления.
Программа «Саяночка» является локальной и отражает компонент ДОУ.

Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации программы – с 5 до 7 лет.
Программа разработана в соответствии с возрастными требованиями по физическому воспитанию дошкольников 5-7 лет.
Подбор детей ведется по интересам и желанию детей, запросам родителей, показателям диагностического обследования двигательных  навыков.
Сроки реализации программы
Программа реализуется через занятия студии спортивного танца «Саяночка». Занятия проходят  в клубное время, предусмотренное программой «Радуга» для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с тематическим планом, разработанным на 2 года обучения.
Продолжительность занятий  - 20 - 30 минут.
Общее количество занятий в год – 28.
Формы проведения занятий – тренировочные занятия, игры-путешествия, физкультурные досуги.
Средствами реализации программы являются специально подобранные двигательные действия, выполняемые в сопровождении музыки.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации  программы дети должны:
знать: технику выполнения элементов художественной гимнастики, аэробики, степ - аэробики;
технику безопасности  выполнения различных видов движений;
правила поведения на      занятиях,   правил личной гигиены, ТБ, ПБ, и выполнение движений   по   основным направлениям  в спортивном зале.
уметь: выполнять основные гимнастические движения в ритме музыки, постановку корпуса, рук, ног, головы;
            сохранять устойчивое равновесие и координацию движений;
правильно и чисто выполнять композиционный рисунок, двигаясь легко и свободно;
выполнять движения без предметов с правильной    осанкой,    с правильным дыханием.
выполнять жонглирование обручем, упражнения и прыжки со скакалкой, движение лентой «змейка», точный бросок мяча в цель, ведение мяча одной рукой;
выполнять боковой перекат,  стойку на    лопатках, мост  из положения лёжа, наклон вперёд  из положения сидя,  упражнения стретчинга;
движениями выразить   характер танца;
выступать перед зрительской аудиторией;
согласовывать свои действия с другими участниками коллектива.
иметь: устойчивый интерес к здоровому образу жизни.
Для отслеживания динамики развития физических качеств детей, посещающих секцию, используются функционально-двигательные тесты Г.А.Горяновой. Срезы по тестам 2 раза в год (октябрь, апрель). Оценивая состояние опорно-двигательного аппарата в баллах, сравниваем результаты каждого ребенка, отмечая прирост.
По 5-ти балльной шкале оценивается активность детей в комплексах, что позволяет отследить успешность восприятия детьми двигательного  материала и скорректировать план работы. Диагностическое обследование проводится в форме контрольно- проверочных занятий. 
Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов реализации программы «Саяночка» предусматривает показательные выступления детей в спортивных праздниках, праздниках  и мероприятиях ДОУ, городских мероприятиях с групповыми и индивидуальными танцевальными номерами.
   
Содержание программы
Первый раздел программы
Правила поведения в спортзале, спортивная форма. Инструктаж по ТБ, ПБ.
Общее представление о ритмике и здоровом образе жизни.
Знакомство со снарядами: гимнастической лентой, степ – скамейкой, фитбол-мячами.
Второй раздел программы
Правила ориентации в спортивном зале: перестроения к центру; к стене; диагонально к стене; диагонально к центру; по кругу; через центр по два.                                                                         Упражнения без предметов
Комплекс   «Сказочная аэробика».   Упражнения   в  парах.   Комплекс   степ-аэробики.  
Упражнения с гимнастическими предметами
Комплекс с обручем. Комплекс с мячом. Комплекс со скакалкой. Комплекс с лентой.
Упражнения стретчинга и акробатики
Комплекс «Маленькие йоги». Комплекс «Зоопарк». Комплекс «Маленькие акробаты».
Танцевальные движения.                                                                                                                               
Знакомство с вальсовым шагом, основными па латиноамериканских танцев, элементами русского народного танца.

Третий раздел программы - творческое использование приобретенных навыков.
Умение  движениями выразить  характер танца. Умение выступать перед зрительской аудиторией
         
  
Тематический план реализации программы
1 год  обучения
Раздел
Темы раздела
Кол-во
занятий
Форма проведения

Диагностические тесты
1
контрольно- проверочное занятие
Вводное
«Знакомство со спортивным танцем»
1
познавательно-игровое занятие
«Степ» - к здоровью ступенька».

1
познавательно- тренировочное занятие
«Волшебная ленточка»

1
учебно-тренировочное занятие
«Чудесный квадрат»

1
тренировочное занятие
Постановочная работа

1.«Озорные обручи»


2. «Цветные обручи на прогулке»


4


1

тренировочные занятия

танцевально-спортивный досуг

1. «Раз ступенька, два ступенька»

2. «Раз ступенька, два ступенька будет лесенка»

3. «С песней весело шагать»

4. «По ступенькам здоровья»


1

1


4

1
познавательно-игровое занятие
тренировочное
занятие

тренировочные занятия

эстафеты

1. «Кружатся ленты».


2. «Кружатся ленты в вальсе»



3. «Саянский вальс»


4. «Бал разноцветных лент».

2


2



2


1
тренировочные занятия

тренировочные занятия


тренировочные занятия

сюжетное спортивное развлечение
Итоговые мероприятия
«Подружки»  спортивный танец с обручами
«Трус не играет в хоккей» композиция на степ-скамейке
«Саянский вальс»
1

1
1
показательные выступления

Диагностические тесты
1
контрольно- проверочное занятие


28

Индивидуальные номера:
1. «Восточная сказка» восточный танец с шарфом

2 год обучения

Раздел
Темы раздела
Кол-во
занятий
Форма проведения

Диагностические тесты
1
контрольно- проверочное
Вводное
«В ритмах прекрасного»
Знакомство с акробатикой и аэробикой.
1
экскурсия и участие в тренировке студии «Грация» Г.Наумовой

1.«Мяч здоровья – фитбол»

2. «Заводные мелодии»

1

1
видеоуроки

танцевальная видеоэкскурсия
 «Преданья старины глубокой»

1
тренировочное занятие
Постановочная работа

1.«Сказочная аэробика»


2. «Сказочные эстафеты»


3


1
танцевально-тренировочные занятия

физкультурный досуг
1. «Мяч здоровья».

2. «Вместе с цветными мячиками»

3. «Карнавал»
1

4

1
тренировочное занятие
тренировочные занятия
сюжетное
1. «Березка» комплекс стретчинга № 1


2. «Танцующие березки»


3. «Шелест листвы»


4. «Хоровод березок»


5. «Весна пришла»
1


2


2


2


1
тренировочное
занятие

танцевально –тренировочное занятие

тренировочное
занятие



физкультурный досуг
Итоговые мероприятия
«Сказочная аэробика» групповой спортивный танец
«Латино» танец с мячами
«Хоровод березок» с гимнастической лентой

1
1
1
показательные выступления

Диагностические тесты
1
контрольно- проверочное


28

Индивидуальные номера:
  1. «Маленькие акробатки» парный номер с элементами акробатики.
  2. «Сиртаки» трио

Список литературы

1.     Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошколь­ного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.:ЛОИРО, 2000.
2.     В. А. Солонинкова «Упражнения художественной гимнастики». – М,1992
3.     Зимонина В.Н. Программа «Росинка». Модуль «Расту здоровым». – М, 2004
4.     Мастюкова Е.М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников. – М: Аркти, 2002.
5.     Семенова Л.М., Ильина Л.Ю., Рожкова И.В. Ритмическая гимнастика в детском саду.- АТ и ПФК, 1990.
6.     Спортивная аэробика. – М: СпортАкадем – Пресс, 2002.
7.     Фомина Н.А., Зайцева Г.А., Игнатьева Е.Н., Чернякина С.С. Сказочный театр физической культуры. - Волгоград, Учитель 2003.

8.     Чупаха Н.И. и другие. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе – М: Илекса, народное образование, сервис- школа, 2004

Комментариев нет:

Отправить комментарий