Пояснительная записка
Одним из ведущих направлений деятельности ДОУ является
физкультурно-оздоровительное.
Направленность программы «Саяночка» - физкультурно-спортивная.
Ритмическая гимнастика является одним из средств
музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на
организм ребенка и движением и музыкой. В процессе занятий ритмической
гимнастикой развиваются музыкально -
пластические способности, двигательные
навыки и умения в процессе игрового общения детей
с музыкой через
движения. Темп, интенсивность движения, работа всех мышц и суставов
развивают хорошую осанку, походку, пластичность, ритмичность и координацию
движений, силу, выносливость; возрастает благотворное влияние на
сердечно-сосудистую, дыхательную, кровеносную
и центральную нервную системы. Современная и классическая музыка создает
положительные эмоции. Правильно подобранная музыка содействует эстетическому
воспитанию детей, формированию положительных эмоций; воспитывает ритм движений,
музыкальный слух. Дети стремятся выполнять упражнения в сочетании с музыкой,
что повышает культуру движений.
Актуальность программы
По результату диагностического обследования выявилось,
что у группы детей старшего возраста доминируют показатели гибкости,
пластичности и ритмичности выполнения движений. Существующие программы по физическому воспитанию дошкольников
включают в себя элементы ритмической гимнастики и аэробики, что не способствует
раскрытию данных способностей в полном объеме. Повышенный интерес детей,
высокий уровень проявления положительных эмоций
на таких занятиях привели к возможности создания программы
дополнительного образования «Саяночка», направленной на работу по развитию
способностей детей данной группы.
Программа «Саяночка» разработана на основе методического
пособия Бурениной А. И. «Ритмическая мозаика».
Цели и
задачи программы
Целью
программы является формирование
физической культуры дошкольников через всестороннее развитие личности;
воспитание привычки здорового образа жизни.
На занятиях решаются следующие задачи:
1. Образовательно-развивающего воздействия с целью
гармонического развития форм и функций организма детей:
- совершенствовать двигательные способности детей;
-воспитывать физические качества (гибкость, ловкость,
пластичность, равновесие и координация,
ритмичность движений).
- создать базу
движений и жестов
2. Оздоровительного воздействия с целью укрепления и сохранения физического и психического
здоровья детей:
- формировать правильную осанку и способствовать профилактике
плоскостопия;
- развивать моторную, зрительную и слуховую память;
- создавать условия для развития умственных
способностей; развивать эмоций через сюжетно - ролевую направленность
комплексов
3. Воспитательного воздействия:
- воспитывать эстетические качества: формировать выразительность движений, раскрывать творческий
потенциал детей, развивать чувство ритма;
- воспитывать нравственно - волевые качества ребенка:
чувство любви к родному краю путем воздействия музыкального воздействия
комплексов, подобранных с учетом регионального направления.
Программа «Саяночка» является локальной и отражает
компонент ДОУ.
Возраст
детей
Возраст детей, участвующих в реализации программы – с
5 до 7 лет.
Программа разработана в соответствии с возрастными
требованиями по физическому воспитанию дошкольников 5-7 лет.
Подбор детей ведется по интересам и желанию детей,
запросам родителей, показателям диагностического обследования двигательных навыков.
Сроки
реализации программы
Программа реализуется через занятия студии спортивного
танца «Саяночка». Занятия проходят в
клубное время, предусмотренное программой «Радуга» для детей старшего
дошкольного возраста в соответствии с тематическим планом, разработанным на 2
года обучения.
Продолжительность занятий - 20 - 30 минут.
Общее количество занятий в год – 28.
Формы
проведения занятий – тренировочные занятия, игры-путешествия, физкультурные
досуги.
Средствами реализации программы являются специально
подобранные двигательные действия, выполняемые в сопровождении музыки.
Ожидаемые
результаты и способы их проверки
В результате реализации программы дети должны:
знать: технику выполнения элементов художественной
гимнастики, аэробики, степ - аэробики;
технику безопасности
выполнения различных видов движений;
правила поведения на занятиях, правил личной гигиены, ТБ, ПБ, и выполнение движений по
основным направлениям в
спортивном зале.
уметь: выполнять
основные гимнастические движения в ритме музыки, постановку корпуса, рук, ног,
головы;
сохранять устойчивое равновесие и координацию движений;
правильно и чисто выполнять
композиционный рисунок, двигаясь легко и свободно;
выполнять движения
без предметов с правильной
осанкой, с правильным дыханием.
выполнять жонглирование обручем, упражнения и прыжки со скакалкой, движение
лентой «змейка», точный бросок мяча
в цель, ведение мяча одной рукой;
выполнять боковой перекат, стойку на
лопатках, мост из положения лёжа,
наклон вперёд из положения сидя, упражнения стретчинга;
движениями выразить
характер танца;
выступать перед зрительской аудиторией;
согласовывать свои действия с другими участниками
коллектива.
иметь: устойчивый интерес к здоровому образу жизни.
Для отслеживания динамики развития физических качеств
детей, посещающих секцию, используются функционально-двигательные тесты
Г.А.Горяновой. Срезы по тестам 2 раза в год (октябрь, апрель). Оценивая
состояние опорно-двигательного аппарата в баллах, сравниваем результаты каждого
ребенка, отмечая прирост.
По 5-ти балльной шкале оценивается активность детей в
комплексах, что позволяет отследить успешность восприятия детьми
двигательного материала и
скорректировать план работы. Диагностическое обследование проводится в форме
контрольно- проверочных занятий.
Формы
подведения итогов реализации программы
Подведение итогов реализации программы «Саяночка»
предусматривает показательные выступления детей в спортивных праздниках,
праздниках и мероприятиях ДОУ, городских
мероприятиях с групповыми и индивидуальными танцевальными номерами.
Содержание программы
Первый раздел программы
Правила поведения в спортзале, спортивная форма.
Инструктаж по ТБ, ПБ.
Общее представление о ритмике и здоровом образе жизни.
Знакомство со снарядами: гимнастической лентой, степ –
скамейкой, фитбол-мячами.
Второй раздел программы
Правила ориентации в
спортивном зале: перестроения к центру; к
стене; диагонально к стене; диагонально к центру; по кругу; через центр по два.
Упражнения без предметов
Комплекс «Сказочная
аэробика». Упражнения в
парах. Комплекс степ-аэробики.
Упражнения с гимнастическими
предметами
Комплекс с обручем. Комплекс с мячом. Комплекс со
скакалкой. Комплекс с лентой.
Упражнения стретчинга и
акробатики
Комплекс «Маленькие йоги». Комплекс «Зоопарк».
Комплекс «Маленькие акробаты».
Танцевальные движения.
Знакомство
с вальсовым шагом, основными па латиноамериканских танцев, элементами русского
народного танца.
Третий раздел программы - творческое использование
приобретенных навыков.
Умение
движениями выразить характер
танца. Умение выступать перед зрительской аудиторией
Тематический план реализации программы
1 год обучения
Раздел
|
Темы раздела
|
Кол-во
занятий
|
Форма проведения
|
Диагностические тесты
|
1
|
контрольно- проверочное занятие
|
|
Вводное
|
«Знакомство со спортивным
танцем»
|
1
|
познавательно-игровое занятие
|
«Степ» - к здоровью
ступенька».
|
1
|
познавательно- тренировочное занятие
|
|
«Волшебная ленточка»
|
1
|
учебно-тренировочное занятие
|
|
«Чудесный квадрат»
|
1
|
тренировочное занятие
|
|
Постановочная работа
|
1.«Озорные обручи»
2. «Цветные обручи на
прогулке»
|
4
1
|
тренировочные занятия
танцевально-спортивный
досуг
|
1. «Раз ступенька, два
ступенька»
2. «Раз ступенька, два
ступенька будет лесенка»
3. «С песней весело шагать»
4. «По ступенькам здоровья»
|
1
1
4
1
|
познавательно-игровое занятие
тренировочное
занятие
тренировочные занятия
эстафеты
|
|
1. «Кружатся ленты».
2. «Кружатся ленты в вальсе»
3. «Саянский вальс»
4. «Бал разноцветных лент».
|
2
2
2
1
|
тренировочные занятия
тренировочные занятия
тренировочные занятия
сюжетное спортивное развлечение
|
|
Итоговые мероприятия
|
«Подружки» спортивный танец с обручами
«Трус не играет в хоккей»
композиция на степ-скамейке
«Саянский вальс»
|
1
1
1
|
показательные выступления
|
Диагностические тесты
|
1
|
контрольно- проверочное занятие
|
|
28
|
Индивидуальные номера:
1.
«Восточная сказка» восточный танец с шарфом
2 год обучения
Раздел
|
Темы раздела
|
Кол-во
занятий
|
Форма проведения
|
Диагностические тесты
|
1
|
контрольно- проверочное
|
|
Вводное
|
«В ритмах прекрасного»
Знакомство с акробатикой и
аэробикой.
|
1
|
экскурсия и участие в тренировке студии «Грация»
Г.Наумовой
|
1.«Мяч здоровья – фитбол»
2. «Заводные мелодии»
|
1
1
|
видеоуроки
танцевальная видеоэкскурсия
|
|
«Преданья старины глубокой»
|
1
|
тренировочное занятие
|
|
Постановочная
работа
|
1.«Сказочная аэробика»
2. «Сказочные эстафеты»
|
3
1
|
танцевально-тренировочные занятия
физкультурный досуг
|
1. «Мяч здоровья».
2. «Вместе с цветными
мячиками»
3. «Карнавал»
|
1
4
1
|
тренировочное занятие
тренировочные занятия
сюжетное
|
|
1. «Березка» комплекс
стретчинга № 1
2. «Танцующие березки»
3. «Шелест листвы»
4. «Хоровод березок»
5. «Весна пришла»
|
1
2
2
2
1
|
тренировочное
занятие
танцевально –тренировочное занятие
тренировочное
занятие
физкультурный досуг
|
|
Итоговые
мероприятия
|
«Сказочная аэробика»
групповой спортивный танец
«Латино» танец с мячами
«Хоровод березок» с
гимнастической лентой
|
1
1
1
|
показательные выступления
|
Диагностические тесты
|
1
|
контрольно- проверочное
|
|
28
|
Индивидуальные номера:
- «Маленькие акробатки» парный номер с элементами
акробатики.
- «Сиртаки» трио
Список литературы
1.
Буренина А.
И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного
и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.:ЛОИРО, 2000.
2.
В. А. Солонинкова
«Упражнения художественной гимнастики». – М,1992
3.
Зимонина В.Н.
Программа «Росинка». Модуль «Расту здоровым». – М, 2004
4.
Мастюкова Е.М.
Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников. – М:
Аркти, 2002.
5.
Семенова Л.М.,
Ильина Л.Ю., Рожкова И.В. Ритмическая гимнастика в детском саду.- АТ и ПФК,
1990.
6.
Спортивная
аэробика. – М: СпортАкадем – Пресс, 2002.
7.
Фомина Н.А.,
Зайцева Г.А., Игнатьева Е.Н., Чернякина С.С. Сказочный театр физической
культуры. - Волгоград, Учитель 2003.
8.
Чупаха Н.И. и
другие. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе
– М: Илекса, народное образование, сервис- школа, 2004
Комментариев нет:
Отправить комментарий