Здоровье —
важнейшее условие нормальной жизнедеятельности и состояния общества
и каждого человека. Здоровье надо рассматривать не только как нормальную
структуру и функцию организма, отсутствие жалоб и каких-либо
болезненных проявлений, но и как уровень адаптации организма
к условиям среды, возможность приспособиться к повышенным
и меняющимся ее требованиям без болезненных проявлений. Поэтому важнейшим
критерием здоровья является функциональное состояние организма, уровень его
жизнеспособности, адаптации к физическим нагрузкам.
По данным
Всероссийской диспансеризации 31 млн. детей — здоровыми признаны меньше
половины. Значительная часть детей дошкольного возраста имеют различные
хронические заболевания, дефекты физического развития.
Поскольку
период дошкольного детства является, по признанию специалистов всего мира,
возрастом наиболее стремительного физического и психического развития
ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств,
необходимых человеку в течение всей последующей жизни, педагоги
дошкольного образования максимально интенсивно используют этот период для
формирования основ здоровья ребенка и его представлений о здоровом
образе жизни. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании
фундамента физического, психического и нравственного здоровья ребенка.
В этот период идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая
тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска
механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Одним из таких механизмов может
служить организация системы оздоровительного бега в условиях дошкольной
организации.
Максимальную
пользу для укрепления здоровья детей оказывает АЭРОБНАЯ нагрузка.
В условиях дошкольного учреждения из всего многообразия аэробных
упражнений наиболее доступен бег трусцой. Он не требует создания специально
подготовленной материально-технической базы и больших финансовых затрат.
Во время бега увеличивается потребление кислорода, увеличивается газообмен,
происходит щадящая тренировка сердечной мышцы, укрепляются все системы
организма. Глубокое и частое дыхание бегущего ребенка является прекрасной
дыхательной гимнастикой, во время которой массируются легкие, печень,
селезенка, желудок, кишечник. В классическом значении оздоровительный бег
рекомендуется, как средство формирования и совершенствования сердечнососудистой
системы ребенка. Но, не менее важное значение оздоровительный бег оказывает на
психоэмоциональное состояние ребенка. Бег — прекрасное средство укрепления
психики. При систематических аэробных пробежках происходит улучшение
подвижности нервных процессов. Дети, регулярно занимающиеся бегом, менее
подвержены плохому настроению и угнетенным состояниям. Бег уравновешивает
нервную систему и является профилактикой повышенной тревожности, агрессии
и невропатических состояний детей дошкольного возраста.
Некоторые рекомендации для организации оздоровительного
бега. Следует помнить, что оздоровительный бег
в аэробном режиме это лечебно-профилактическая процедура, а не
спортивное упражнение, предъявляющее повышенные требования к ребенку.
На первом
этапе обучения детей оздоровительным пробежкам имеет смысл разделить группу на
подгруппы по индивидуальным физическим и психологическим особенностям.
В одну группу включить здоровых высокой или средней активности детей, во
вторую — малоподвижных, с избыточной весом детей, и в
третью — детей, имеющих временные или постоянные противопоказания
к занятиям по состоянию здоровья. Дети третьей группы вместо пробежки
совершают прогулку шагом в темпе от среднего до быстрого. Дети первой
и второй групп целесообразно направить по разным маршрутам (кругам,
дорожкам). Время пробежки у них будет одно, а темп разный. Необходимо
приучать детей бежать каждого в своем комфортном для него темпе. Когда дети
научатся контролировать темп на протяжении всей дистанции первую и вторую
группы можно объединить. В таком случае дистанция для всех детей будет
одна, а темп разный. Исключить соревновательность между детьми.
Регулировать темп бега можно, поставив ведущим ребенка, который может бежать
в спокойном темпе. Наиболее удобно, когда педагог на протяжении всего
времени пробежки бежит вместе с детьми, сбоку от группы, Таким образом, он
может контролировать темп и физическое состояние детей, делая необходимые
остановки для измерения пульса
Детей дошкольного возраста очень
затруднительно (я бы сказала, невозможно) научить контролировать свой пульс. Но
дети очень чувствительны к своему состоянию — как правило, когда дети
начинают работать с использованием кислородного долга (частота сердечных
сокращений превышена от исходного уровня более 60 %), они переходят на шаг
либо останавливаются. Оздоровительный эффект пробежки возможен при повышении
частоты сердечных сокращений от 30 % до 50 % от исходного уровня.
Оздоровительный
бег лучше всего начинать с установлением теплой комфортной погоды во время
утренней гимнастики на улице и физкультуры на улице. Дети, и особенно
родители, постепенно привыкают к тому, что каждое утро у них
пробежка. С приходом осени важно не пропускать утренние пробежки, несмотря
на плохую погоду. В период сильных ветров продолжительность
оздоровительного бега следует сократить, а обязательные общеразвивающие
упражнения перенести в помещение.
Начинать оздоровительные пробежки
с детьми дошкольного возраста рекомендовано с 30 секунд непрерывного бега
для детей средних групп; 45 секунд непрерывного бега для детей старших групп, 1
минута непрерывного бега для детей подготовительных групп. К концу
учебного года, при правильной организации возрастающей нагрузки дети не
чувствуют затруднений и спокойно пробегают 5- 6 минут в средней
группе, 6–7 минут в старшей группе, и до 10 минут
в подготовительной.
В
современных условиях организовать в дошкольном учреждении пробежки
в зимнее время года очень затруднительно. Позиция родителей в этом
вопросе является определяющей, и, как правило, она негативна по отношению
к пробежкам на улице в зимний период. Для сохранения достигнутых
результатов можно использовать оздоровительный бег в зале. Полезное
действие оздоровительного бега в помещении (при соблюдении
санитарно-гигиенических норм) такое же, как и на улице. На улице же можно
организовать лыжные прогулки. Этот вид упражнений, как и бег, является
циклическим и дает хорошую аэробную нагрузку на организм ребенка.
Оздоровительный
бег позволяет добиться хороших результатов в сохранении здоровья
воспитанников дошкольных учреждений и заметно сократить пропуски посещения
детского сада.
И в
заключении, хочу напомнить, что любые оздоровительные мероприятия, в том
числе и оздоровительный бег, должны, прежде всего, приносить радость
ребенку и проходить на высоком эмоциональном фоне, что значительно усилит
оздоравливающий эффект.
Сенченко О. В. Оздоровительный бег в детском саду. От теории к практике // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 679-682.
Сенченко О. В. Оздоровительный бег в детском саду. От теории к практике // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 679-682.
Комментариев нет:
Отправить комментарий